Яндекс.Метрика

суббота, 14 марта 2015 г.

Liberal arts или "Гуманитарные науки"



Вчера посмотрела фильм Liberal arts, что переводится как "гуманитарные науки". И выяснила, что мое углубление в психологию стало влиять на повседневную жизнь. Если бы раньше на этом фильме я б уснула, то сейчас я проследила всю сюжетную линию и поняла в чем суть.

Расскажу немного поверхностно сюжет, как он выглядит, если не понимать эмоциональный фон.

Итак, некий 35-летний чувак Джесси, выпускник одного колледжа в Нью-Йорке очень скучает по учебе в колледже и ностальгирует по тому времени: чтению великих писателей, изучению романтизма и всяких других гуманитарных направлений. Текущая жизнь у него проходит вяло, он в самом начале фильма расстается со своей девушкой. Вдруг он получает от одного преподавателя-друга приглашение на вечер в колледже по поводу ухода на пенсию.

Наш герой подрывается и едет на вечер. Там Джесси знакомится с сумасшедшим типом, который читает и любит те же книги, что и он. Знакомится с 19-летней девушкой Зибби, которая эмоциональна и спонтанна и, конечно, любит гуманитарные науки (кто же их в этом колледже не любит?).

Окей, дальше Зибби инициирует с ним отношения, а он все время сомневается, нужно ли ему это или нет, ссылаясь на разницу в возрасте. В какой-то момент понимает, что это для него слишком и уходит от нее. В этот же вечер в баре встречает преподавательницу романтизма, которой он восхищался, как и ее предметом, она с ним заигрывает и он едет к ней на ночь. После чего она грубо его отшивает, называя маленьким ранимым и никуда не годным, говорит, чтобы проваливал и побыстрее. Он разочаровывается и уезжает.

Дальше он встречает в магазине с книгами, где проводил кучу времени, девушку-проадвца, которая с ним заводит разговор и ему становится интересно, а потом они начинают встречаться и он понимает, что да, пора взрослеть, а она ему всячески это напоминает.

Фильм заканчивается сценой, где они вместе сидят, она мечтает о старости, описывает ему старость, а он молча внимает ей.



Итак, как вижу этот фильм я:

Некий 35-летний чувак, у которого ничего нет в жизни: ему не нравится его текущая жизнь, ему не нравятся его отношения, точнее он безразличен, настолько, что когда его девушка собирает с некоторой ненавистью вещи, он спокойно сидит в кресле, совсем не проявляя грусти. Ему не нравится его работа. У него нет друзей. Он постоянно оглядывается в прошлое на учебу в институте, говоря себе, что вот там было клевое время, а сейчас все прошло и не предвидится ничего хорошего.

Дальше зрителю раскрывается более подробный психопортрет Джесси. Он едет к другу на прощальный вечер. Кто его друг-профессор Питер? Отличный профессионал, с хорошими навыками преподавания, он увлечен своей работой, но он одинок, и у него нет особо друзей. Тут мы понимаем, что дружат два чувака, у которых проблемы в социальном общении и они оба погружены в гуманитарные науки (точно не помню профессор чего Питер является).

Далее Джесси знакомится с ненормальным из колледжа, который ни с кем не общается, тоже полностью погружен в литературу, ассоциирует себя с некоторыми из депрессивных авторов. Ему даже поставили диагноз сумасшедшего (что именно -- не уточняется), и он пьет таблетки. Чувствует, что жизнь не имеет смысла. Явно склонность к суициду у чувака. Джесси с ним поддерживает отношения, понимая его, разговаривая об общих увлечениях (авторах и книгах) и о том, что да, жизнь --- отстой. Итак, мы видим, что герой притянул себе в знакомые еще одного асоциального типа.

Далее Джесси знакомится с общительной девушкой Зибби, которая его завораживает с первой же минуты (он даже не слышит, что ему сообщает Питер, когда девушка садится в машину). Она его явно привлекает, но никаких шагов, чтобы начать отношения он не предпринимает. (Что в общем-то по предыдущему поведению понятно).

Далее в фильме приплетается странный герой, похож на наркомана, но это такой псевдо-герой, который играет роль наставника Джесси. Он буквально уговаривает Джесси пойти в клуб и заговорить с Зибби, а сам Джесси сопротивляется, но все же уговаривается. В этот момент девушка делает первый шаг, приглашает Джесси на завтрак в кафе. Он соглашается. Здесь очень интересный момент, ибо не понятно, хочет он с ней отношений или нет. Далее после встречи в кафе она делает еще один шаг --- отдает ему mixtape, то есть диск с музыкой, подобранной спец. по ее вкусу и литературе и наказывает (как ребенку) написать ей письмо.
Джесси слушается ее, и делает все как она говорит, слушает музыку, она ему нравится, он восхищается тем, что слышит и самой девушкой и пишет ей восторженные письма. Случается переписка. Они влюблены. Далее она делает еще один шаг, говорит ему приехать к ней, он послушно приезжает. Зибби в конце концов обнимает его, а потом приглашает провести вместе ночь. И он непротив.

Вот тут очень важно: итого. чувак не сделал ни одного шага навстречу Зибби, хотя она сделала уйму шагов навстречу отношениям с ним. Это два аномальных поведения. Парень не знает чего хочет и главное видит в Зибби родителя, который знает, что делать и говорит ему, что делать, а он делает все, что ему скажут, как послушный ребенок. С другой стороны девушка, которая контроллит все отношения, и закрывает глаза на то, что он не делает ровным счетом ничего, кроме как соглашается с тем, что она говорит. (Под действиями я понимаю то, что способствовало бы развитию отношений, а не легкому их поддержанию: пригласить в кафе, обнять, дать записи послушать, пригалшать на свидания и т. д.)

Вообще он объясняет свои сомнения разницей в возрасте. И в итоге расстается с ней.
Если объяснять все с точки зрения транзактного анализа, то она его преследует, а он выступает в роли жертвы, после чего находит повод выбраться из унизительной роли и расстается с девушкой, в итоге они оба получают расплату в виде плохих эмоций.

Что происходит дальше? Дальше Джесси находит нового родителя в виде своей преподавательницы и сразу же едет к ней домой на ночь, конечно, с ее подачи, ведь ему нужен родитель-наставник. Но его жестоко обманывают: преподша романтизма оказывается прожженной жизнью и злой и насквозь видит Джесси, что он неуверенный и эмоционально неразвитый тип, застрявший в периоде юности. В общем-то она ему прямым текстом об этом и сообщает. Он получает урок от своей преподавательницы и размышляет над тем, что и правда почему-то не вырос до своего 35-летнего возраста. Задумывается.

Далее он встречается с девушкой из книжного магазина, с которой становится все хорошо. Но кто она? Она рассказывает, что постоянно одинока и проводила все свое время за книгами, пока не поняла, что застряла. После чего начала себя перевоспитывать, общаться, и ей это удается с большим трудом. Собственно в самом разговоре с Джесси она спрашивает его, как у нее получилось с ним разговаривать. Итак, еще одна асоциальная девушка, которую он притягивает в свою жизнь. Но о чудо! Он меняется, получив предыдущие уроки, понимая, что нужно взрослеть, и что взрослеть --- это интересно, и новая девушка ему опять же рассказывает, как это интересно. То есть от роли ребенка он к концу фильма не избавляется.

Есть еще пара моментов, что он спасает от самоубийства того фрика из колледжа, что нам говорит, что вообще-то Джесси добрый человек. Джесси успокаивает друга, говоря, что надо переключиться с депрессивной литературы на что-то легкое типа трилогии "Сумерек", чтобы очистить голову и взрослеть, а что во взрослой жизни -- фиг знает, но возможно что-то хорошее.

Второй момент. Он все же извиняется перед Зибби за свое поведение и шлет ей книжки, чтобы научить жизни. Что-то там про романтику, кажется.

В общем, автор свел фильм на хэппи энд, ну и ладно.

Вообще отличный фильм как букварь по психологии. Типа, интересно только тем, кто начинает :) Ну и букварем это является еще и потому, что все сильно упрощено. Многие реплики прямым текстом говорят то, что автор хочет донести до зрителя. Да и в жизни так быстро не учатся на ошибках, и так быстро и легко не осознают свои ошибки. То есть встречи с Зибби должны были зайти сильно дальше, а потом в ссорах они бы расстались. После чего скорее всего чувак ничего бы не вынес из этого урока, потому что ему был нанесен не такой уж сильный стресс, он и до этого расставался с девушками с большим безразличием. Ну а раз ничего бы не понял, то с девушкой из магазина у него не было бы так складно, а главное, так быстро.

Почему я считаю, что фильм именно про то, что я описываю? Окружение главного героя так хорошо подобрано под его психотип, что совпадения не могло быть. Все эти новые знакомства прямо пестрят асоциалами.

P. S. Прочитала два текста про сюжет, как же люди поверхностно описывают фильмы. Взять ту же Википедию. Типа пересказ Анны Карениной в двух словах.

P. P. S. И кстати да, главного героя играет Тэд из "Как я встретил вашу маму", именно так попал фильм в мой плей-лист.

P. P. P. S. И эта девушка должны попасть в фильмы Вуди Алена. Очевидно же!




3 комментария:

  1. Я тут оставила длинный комментарий, но гугль попросил меня залогиниться и стер его.

    ОтветитьУдалить
  2. Попробуем снова: возможнжо ты видишь это в фильме, потому что знаешь про типы и этот анализ на т. И, возможно, автор фильма о них не знал (ну, всякое бывает). Мне типы в психологии не нравятся, потому что людей и ситуаций разных больше, чем описанных в книжках типов, очень грубо получается всегда делить.

    ОтветитьУдалить
  3. Я не приводила никакого деления. Неверно выразилась, психологический портрет, скорее. А то, что автор не знал про типы — ну да, он просто показал, какие люди к каким притягиваются и с какой закономерностью. Я к тому, что неслучайные образы, продуманные.

    ОтветитьУдалить