Итак, продолжим с психологией. Начну с того, что интересуюсь психологией примерно с ноября 2014 года и мелкими шагами продвигаюсь. Не скажу, что знаю очень много и что оперирую психологическими терминами свободно, но я уже много могу увидеть в людях (проблем и их отсутствие), а также попытаться оказать поддержку на их нелегком пути, хоть и относительно небольшую.
Вы были очень активны в ответах на вопросы в предыдущем посте, и поэтому этот пост я посвящу именно ответам на комментарии.
Меня спрашивали о книгах типа "Я -- окей, ты -- окей", которые читать интересно и незаумно.
Следующая книга по этой теме "Сценарии жизни людей" Штайнера. Если эта тема уже исчерпана для вас, то нужно перейти к другой части психоанализа, я об этом позже напишу.
А теперь для тех, кто не знает, о чем обе эти книги.
Есть в психоанализе теория транзакций. Ее основал Эрик Берн, имя которого достаточно известно. А также известна его книга "Люди, которые играют в игры". Я уже немного писала о транзактном анализе и его основах, и о книге, которую я по этой теме прочитала. Книга "Сценарии жизни людей" была написана Штайнером, учеником и последователем Берна, который изложил очень коротко и понятно суть теории, не углубляясь в термины психологии, которые могли бы осложнить прочтение книг Берна, например.
Итак, о чем эта книга и зачем ее нужно прочитать? Она о том, почему люди проживают жизни несчастно, повторяя одни и те же ошибки, и как это можно избежать. Слышу из зала "потому что люди -- дураки". Не все дураки проживают жизнь несчастливо и не все несчастливые -- дураки. Тут можно углубиться в определение счастья и дурости пр и пр, но это уже игра в слова, которая неинтересна. Просто, если вы чувствуете себя несчастно (что бы для вас это ни значило), то вам стоит ее прочитать.
А теперь подробнее. Оказывается, то, что происходит с людьми часто можно описать неким сценарием, который они воплощают. И все бы неплохо, если бы они понимали, что они это делают, и с какой целью. Но большинство из нас наши воспитатели не научили жить жизнь. Да, нас научили математике, физике, биологии и литературе, некоторых заставили закончить институт и получить работу, а также сподвигают продвигаться по карьерной лестнице. Но как добиться счастья нас не научили, подменив личное счастье некоторыми социальными нормами. Каждому предписывается завести семью, купить квартиру, родить ребенка и в этом счастье.
Но это примерно как сказать, ну, чтобы быть хорошим огородником, вам нужно взять семена помидоров и вырастить их. Может быть трудно, но все так делают: вот покупаете землю в ипотеку, в землю кладете семена и все, вот, счастье в помидорах. Но помидоры не растут. Ибо, нужно оказывается было еще научить нас тому, как именно их выращивать. Так и многие из нас делают простые шаги к счастью, не достигая его.
Перейдем к сценариям. Ибо книжки про помидоры в моем примере читать не принято, а также консультироваться с опытными садоводами, то мы берем пример посадки с воспитателей и окружения. Наиболее сильный отпечаток накладывает самое близкое окружение, как правило это семья, где мы растем, родители. Как они нас научили растить помидоры, так мы их растить и будем, с некоторыми поправками. Суть сценариев в том, что мы не осознаем, что некоторые вещи делаем вследствие нашего воспитания. То, что мы осознаем -- мы можем проверить, оставить в себе или убрать. Но осознаем мы не все.
Например, если в семье ценилось техническое образование, то и вы можете бессознательно любить очень логичных людей, а остальных считать глупыми гуманитариями. Или если мама, скажем, рассказывала вам о принце на белом коне, то вы можете всю жизнь искать его, и не найти. Или, например, если ваш отец сильно пил, и в семье считалось, что это плохо, то на словах, вы можете понимать, что это плохо, но эмоционально отец мог вам сообщать, что после употребления алкоголя наступает счастливая разрядка, и пить вообще-то очень приятно.
Так как одинаковых семей не бывает, то и сценариев одинаковых не бывает. Но важно осознать, что именно в вашей семье вам сообщали родители (или другие близкие люди детства), и как вы теперь это перекладываете на свою жизнь. Ведь следуя чужому пути, сложно получить то, что нужно именно вам. Типичные обобщенные портреты людей со сценариями в книжке приведены, и их интересно почитать.
Самые типичные и опасные сообщения, которые родители могли вам посылать в детстве, и закладывать как основу жизни, это "Не живи.", "Не будь собой.", "Не думай." и др.
Скажем, если ребенок был нежеланным, пятым в семье, в которой и так нет денег, то ему эмцоионально сообщается, что он лишний, то есть говорится "лучше бы тебя не было", хотя на словах это может выглядеть противоположно. В итоге у человека может выработаться низкая самооценка, комплексы ко внешности, чрезмерная стеснительность.
Или, когда ребенок задает много вопросов, ему может прямо сообщаться, мол, ты маленький, тебе это знать не нужно, так у ребенка вырабатывается привычка не думать.
Конечно, послания родителей могут быть и разрешающими, положительными.
Если девочке постоянно говорится, что она красивая, то она вырастет красивой. Мы можем заметить, что красота производит впечатления зачастую не красивыми чертами лица, а шармом, фигурой, поведением и пр.
После осознания того, что вы живете по чужим правилам, то есть реализуете сценарий, можно перестроить свои привычки и поведение в соответствии с вамими нуждами. А полезное оставить при себе, очевидно.
На этом я закончу свой пост. Задавайте вопросы :)
Картиночка:
Комментариев нет:
Отправить комментарий